О железнодорожной катастрофе под Ашой (Башкирия), 04.06.1989.
Я не писал об этом тридцать лет. Ни разу, ни слова. С одной стороны никто из журналистов (в том числе знакомых) этой темой никогда не интересовался. С другой стороны, чтобы все это написать, нужно было собраться это сделать и хорошо подумать.
А тут вдруг обратились ко мне несколько изданий, одно за другим, увидев, наверное, мой комментарий в группе о катастрофе в ВК.
На тот момент голос отсутствовал из-за простуды, так что все получилось текстовым по мейлу. Разумеется, я сразу знал, что использованы будут только фрагменты, так что в этом смысле это был опыт: что именно сочтут важным современные журналисты, о неугасимых чувствах к которым я не устаю говорить.
С другой стороны, сразу оговорил, что полный текст будет опубликован там, где вы сейчас его читаете.
Таких интервью я честно написал два. Следующим интересующимся было отказано. Извините, дорогие друзья, но это не та тема, чтобы превращать ее в поточное производство. Каждый текст честно писался заново и это было тяжело. А вот вопросы ваши были как раз легки и стандартны. Сразу было видно, что они универсальны для рассылки многим. А ведь им тоже каждый раз переживать это заново.
Поймите: тридцать лет – это жизнь. Многие вещи спрятаны далеко и глубоко. И эти сундуки памяти не предназначены для серийной работы. Это – разово. Ну ладно, пусть два раза.
Поэтому я и решил, наконец, написать все. Это, пожалуй, не совсем все-все-все, что я помню. Есть вещи, особенно острые в 18 лет, слухи, домыслы… На фоне того шока это может быть оправданным эмоционально, но неправдой по сути.
Ведь нам досталось не хуже всех. Многим было куда труднее, а каково было первым спасателям – вообще невообразимо. Скольких спасло их мужество.
И, да, там не только про саму катастрофу. Это весь день целиком, с небольшой вводной. Хотелось глубже передать то состояние, когда у 18-летних вот только что была спокойная жизнь и вдруг попадаешь туда… Уж извините, если сочтете лишней эту лирику.
Делать так делать. Один раз и полностью.
В общем, я там был. Написал. Что получилось – то получилось.
Мои искренние соболезнования всем пострадавшим, всем потерявшим своих близких. Мир вам.
Пепел на сердце (2019)
Интервью изданию «Настоящее Время» 20.05.2019 (полный текст)
Интервью РИА «Новости» 28.05.2019 (полный текст)