«Ночные Волки» – мотоклуб новой формации.

Редактура от 28.01.2012.

Последние несколько лет байкерское сообщество в России (и не только) наблюдает, как первый отечественный мотоклуб «Ночные Волки» ведет себя «не так», как «положено» «истинным» байкерам. Раньше это было не так заметно и выражалось, пожалуй, только в датах, к которым было приурочено Байк-Шоу, в определенном сотрудничестве с официальными властями городов, где проводились мероприятия. Также «Ночные Волки» занимались благотворительностью, что вызывало непонятные обвинения в пиаре, причем у лиц, в благотворительности как-то не замеченных. Мэры и высокие городские чиновники на сцене байкерского праздника, суперзвезды и легенды отечественного рока, организация с размахом, собственный театр массовых зрелищ, милиция на охране мероприятий – все это давало повод говорить глупости, что «Ночные Волки» уж слишком сближается с властями, хотя при мероприятиях городского масштаба, а уж тем более международного подобное организационное сотрудничество вполне естественно. Но самый пик недовольства критиков пришелся на период с 2009 года, когда сначала Патриарх благословил «Ночных Волков» на проведение праздника в Севастополе, а В. Путин вручил Хирургу российский флаг. Еще больше страсти накалились, когда В. Путин проехал в голове байкерской колонны в том же Севастополе на Байк-Шоу 2010 года, а затем выступил еще и со сцены. Выглядело все это достаточно неформально и по-свойски, кроме того премьер дал несколько интервью, где в том числе отметил «Ночных Волков» как правильных и крутых парней. Начались столь же громкие, сколь и бездоказательные обвинения, быстро переродившиеся в мемы и мифы. Среди них: «Ночные Волки» продались Путину и «Единой России», что у них уже партбилеты в кармане, что Хирург будет баллотироваться в Думу, а байкеры готовятся как поддерживающий его электорат.
Уже почти десять лет существующий в Москве Байк-Центр, неизменно доставляющий эмоций всем посетителям, достаточно непростая публика в нем – это всегда прибавляло новых слухов, что среди этой публики публичные люди и даже политики – не просто так.
Помощь инвалидам и ветеранам войн, детям-сиротам, проведение уникальных по постановке и организации детских елок – все это не вязалось в глазах критиков с брутальным образом крутого грубого парня на мотоцикле.
Вышитые православные кресты на одежде, изменение в «цветах» латиницы на кириллицу, заявление о Православном вероисповедании членов Клуба, другое заявление – что «Ночные Волки» теперь Русские Мотоциклисты – породило новые обвинения в отходе от «байкерских традиций», от «1%»… Что вообще «Ночные Волки» больше и не байкеры вовсе, а именно мотоциклисты.
«Русские мотоциклисты» – по мнению этих загадочных ревнителей «истинно байкерских ценностей» и даже «байкерской традиции» – звучит как-то… некруто, не по-байкерски.
«Ночные Волки» – мои друзья. Но я написал эту статью не из желания их защитить, потому что они не нуждаются в защите и сами в состоянии это сделать. Это и не жест «встать плечом к плечу» или «примазаться». Во-первых, это звучит пафосно и глупо, а во-вторых, я с друзьями определился давно, гораздо раньше 2009 года. И пишу о том, что видел или слышал от живых людей. Повторять же слухи и пересказы анонимов не считаю правильным, тем более не подтвержденные.
Просто захотелось разобраться, хотя бы на уровне личного мнения. Знаю я сей клуб давно, на Байк-Шоу тоже езжу давно, вижу все это достаточно близко. Так давайте рассмотрим, с чего все начиналось, что такое т.н. «байкерская традиция» и зачем «Ночные Волки» стали такими, какими являются сейчас. Почему они просто не несутся толпой на мотоциклах, пугая обывателя на обочине и почему им не наплевать на тех, кому они несут добро в этот самый момент, пока ты, читатель, попиваешь пивко и читаешь эту писанину.

Необходимый авторский комментарий.

Особое предупреждение 1. Слово «outlaw», встречающееся в тексте, является общим нарицательным термином, обозначающим классического байкера «1%», как члена любого «1%» клуба, так и одиночку. Это слово не обозначает байкера какого-либо конкретного клуба, включая одноименный.

Особое предупреждение 2. Понятно, что приведенная трактовка известной информации может не соответствовать чьи-то убеждениям. Я считаю так: каждый пишет о том, что знает сам, что слышал сам, что видел сам. О чем-то напишу я, о чем-то могут написать и оппоненты. Но по большому счету, если я пишу о том, что считаю неким мифом, ниже описано, почему я так считаю. Степень доверия к открытой информации — согласно источнику и происхождению. Если использую факты, изложенные очевидцами, то как правило этих очевидцев знаю лично. И стараюсь не писать о том, чего не видел, даже если об этом «много говорят». Если кто-то не нашел в статье того, что искал – скорее всего, это не входило в цели написания материала. Я пишу о «Ночных Волках», о таких, какими знаю их сам и сужу о них, в том числе, по отношению ко мне. Любое другое мнение может быть сколько угодно отличным от моего. Собственно, верить тоже не прошу.

Особое предупреждение 3. Целью освещения каких-либо событий и тех специфических догматов, которые рассматриваются ниже есть не литье воды на чью-либо мельницу и уж тем более не очернение или унижение кого-либо. Именно байкеров, их настоящей внутренней мемберской клубной жизни, о которой знают только они сами, я не касаюсь вообще, неважно, называют ли они себя МС, 1%, мотоциклистами или как-то еще. Они сами решают свои предметные дела и это их выбор, не мне их судить, тем более без фактов. А вот открытая информация и мифы, ей порожденные — это доступно всем и многое принимается на веру. А у меня есть сомнения. И мнение тоже. Оно не обязано совпадать ни с одним другим.

Принято считать, что байкер – человек крайне независимый и не особо лояльный к обществу, живущий в некоем своем социуме таких же, как он и равных ему. По большому счету в российских реалиях это романтическое заблуждение, берущее свое начало в ряде мифов, большей частью имеющих попросту вымышленное происхождение и принятых из недостоверных источников. Среди тех, кого в России называют байкерами, большинство – законопослушные люди, живущие в обществе, в мире друг с другом, не имеющие ничего общего со стереотипным образом беспредельщика.
Здесь следует уточнить кое-что. Конечно, некая романтическая убежденность заставляет тех, кто «в теме» думать, что они – не как все. С этим глупо спорить, потому что так оно и есть. Байкеры – определенный неформальный социум, имеющий свою собственную культуру, ранги, взаимоотношения, дружественные и антагонистические образования. Но в реалиях российской действительности достаточно тяжело говорить о состоянии, противоположном законопослушности, потому что это автоматически означает преступность. Ссылки на менталитет здесь некорректны, скорее это мифологизация и со стороны самих байкеров и стереотипы со стороны правоохранителей. Есть, правда, смягчающее обстоятельство. В большинстве своем т.н. «байкерская традиция» в открытых источниках – набор стереотипов, основанный на мифе, пусть даже тешащем самолюбие, даже в нынешних российских реалиях. События же, породившие миф, происходили совсем с другими людьми. Другими во всех смыслах. И далеко отсюда, как в пространстве, так и во времени.

Часть первая: миф.
Классический образ байкера ведет свое начало от понятий «outlaw» (отверженный) и «1%». Собственно говоря, все началось в 1947 году, когда после беспорядков на ралли в Холлистере (США, Калифорния), со стороны тогдашнего руководства АМА (Американская мотоциклетная ассоциация), якобы, последовал комментарий, широко распространенный прессой. В данном заявлении было сказано, что 99% мотоциклистов – законопослушные люди и только 1% – преступники, отверженные обществом и нарушающие закон. В дальнейшем именно «1%» стал символом такой «отверженности» и одновременно декларацией протеста и неподчинения ханжеским законам общества, которое повсеместно ущемляло и притесняло американских «неформальных» байкеров, как заведомо криминальные элементы. В 60-е процесс дошел до «горячей» фазы, когда вооруженные полицейские буквально не пускали в города проезжавшие байкерские колонны, арестовывали байкеров по различным поводам, в том числе заведомо подложным, а «отверженные» тоже не оставались в долгу и разнесли пару мелких городков. Пресса в ту пору откровенно демонизировала «отверженных», обвиняя их во всех смертных грехах, от сатанизма, до наркоторговли и убийств. В целом же рычаги прессинга уходили аж на уровень Госдепа, против байкеров были журналисты, судьи и уж тем более благопорядочные работодатели. Поэтому совсем не удивительным было бы выдавливанием «однопроцентщиков» в криминал, что им и так приписывалось. Впрочем здесь как раз уже начинается явное наложение мифов друг на друга и их сочетаний на реальность.

Во-первых, пресса, взяв курс на демонизацию байкеров, вовсе не отказалась от данного образа «отверженных». Даже пресловутый Хантер Томпсон написал своих «Ангелов Ада» с различимым кАлечным криминальным подтекстом: мол, вот они какие страшные для всех, а я их не боюсь и знаю правду. Разумеется, его заслуг в издании этой правды никто не умаляет.

Во-вторых, не стоит обелять и самих «outlaws». Известны десятки, если не сотни задержаний членов западных клубов, в основном по достаточно узкому перечню преступлений: наркотрафик (не путать с торговлей наркотиками), контроль проституции, ограбления, вымогательства, убийства, незаконный оборот оружия и т.п. Откуда известно? Из СМИ, конечно. Но! Задержание – это еще не обязательно преступление. Это не означает, что все байкеры – преступники. Это не означает, что все «1%» – преступники. Это не означает, что все носящие «цвета» – люди, готовые на преступление. Среди небайкеров преступность тоже есть, но никто не крошит батон по этому поводу на цивилов, выделяя их в преступную социальную группу. Однако, преступления имеют место. Между западными клубами случаются войны, с ранеными и убитыми, вспомните хоть события в Квебеке (1994-2002). Криминал? Полторы сотни погибших – это говорит само за себя. Вне всякого сомнения, такие клубы – это организации, ведущие собственную деятельность, которая по мнению соответствующих органов может быть несовместима с законностью. Разумеется, самоогласка здесь вряд ли ожидаема. Байкеры не работают в цивильных офисах, не влившись в систему, которая их отторгла. Поэтому криминальная подоплека вполне вероятна, на каком-то этапе это было даже необходимо для выживания. Если совсем просто, в России тех «отверженных» определенно назвали бы ОПГ, да хоть та же пресса, с подачи соответствующих органов. Здесь хотелось бы особо отметить: информация в обществе о преступной деятельности байкеров – именно продукт прессы. И речь здесь идет не о самих байкерах, а о мифе, этой же прессой и СМИ созданном и распространяемом. Сюда замешаны не только реальные преступления, но и слухи и стереотипы прошлого. То есть, если байкеры большинства этих преступлений не совершали, это тем более миф. Разве не так?

В третьих, все вышеперечисленное – повод и сюжетный хлеб для СМИ и киноиндустрии. Большинство цивилов и даже людей относительно «в теме» черпают сведения о байкерстве именно оттуда. Чем занимается любой закрытый клуб – знают только его мемберы. Остальные смотрят телевизор и кино, читают статьи и слушают рассказы других. Среди них есть как просто потребители слухов, так и пишущая братия. С этих «сведений» берутся сюжеты для нового поколения материала и вопрос о качественности и правдивости просто снимается. Пишутся байки с баек. И происходит то, что и должно происходить: слухи становятся стереотипами, просто потому, что все говорят одни и те же голимые вещи. Пока знающие люди молчат – контора пишет. А байкер становится уже неким выдуманным сказочным собирательным образом, особенно для «социально активного населения».

В случае с Россией вопрос гораздо упрощается просто потому, что байкерству в ней нет и тридцати лет, то есть можно еще на одном поколении отследить процесс формирования движухи, определить, какого рода люди в ней участвуют, какими качествами обладают и откуда они это все взяли. Уже само «взяли» говорит об импорте идеологии. В самом процессе копирования нет ничего постыдного, перенимать опыт полезно и правильно. Но, давайте разберемся, с чего скопировано в самом начале, с чего началось — у нас, не в Америке? С просмотренных западных фильмов, например. Какие-то сведения черпались в той же прессе. Крайне редко – личные впечатления, как это случилось в случае с «Ночными Волками». Но, опять же, начальный толчок идеологии российского байкерства безусловно дала идеологическая машина Запада в виде авторов просмотренных фильмов и прочитанных статей, материалы которых в свою очередь были в достаточной доле как доступны, так и стереотипны, а значит недостоверны. Конечно, они были пропущены сквозь мозговое сито нашего человека, заимствовано было не все подряд, а только подходившее под менталитет и существующие реалии. Но тут уже принципиальная дилемма: или «не все» означает несоответствие нашей байк-культуры западному первоисточнику, или налицо слепое следование имиджу. Опыт лично моего знакомства с байкерами отмел второй вариант.

76 комментариев

  1. Ольга, правила находятся по специальной ссылке. Но вкратце объясню.
    1. Да, правила здесь установлены мной. Просто потому, что это мой сайт. НВ тут не при чем. Если это Вас не устраивает – есть много других сайтов.
    2. Ваш комментарий содержал переход на личности (и не только по отношению ко мне), хотя не уверен, что Вы знаете собеседника. Опять же “мужчинство” – “женщинство”. Могу понять, когда это касается людей лично, ну, что они на основании каких-то таких убеждений делают свой личный выбор. Но когда опираясь на это начинается публичный переход на личности – это уже сексизм. Данную идеологию я считаю злом и ее проявлений на данном сайте в обсуждениях не будет ни в каком виде. При этом, заметьте, данные ограничения нисколько не затрагивают никого из посетителей и не отказывают лично им в праве быть теми, кем они сами быть желают.
    О технической стороне удалений и рецидивов в правилах тоже сказано.
    3. Моя собственная редактура отчасти вызвана тем, что прошлый вариант сам не соответствовал правилам и это было неправильно. В пояснении причины отражены. Комментарии по делу, без перехода на личности удалять не планирую, это верно. Но общение считаю полезным либо уважительное, либо нейтральное, даже если и недружественное. Мнение мнением, но обсуждать лично собеседников и оппонентов – вне этого сайта, пожалуйста.

    Теперь по теме. Ваш коментарий по фактической части мало касается собственно содержания статьи. В статье написано, что конфликты – еще не есть системное явление. Для обозначения системного явления необходимы связанные факты, некая статистика.
    Как я понимаю, ФБ существуют и все у них хорошо. На их сайте о конфликте ничего не нашел, мне этого достаточно. У клуба есть мероприятия и это замечательно, полностью с Вами согласен, что это хорошо и душевно, сам гитару люблю. Всех им благ и ровной дороги.
    По поводу лести. Московских НВ знаю много лет, а они знают меня. Мне нет нужды им льстить, это и бессмысленно и бесполезно. Да, я знаю их с хорошей стороны, да и новых для себя людей стараюсь узнать и понять, в первую очередь, с хорошей стороны. В этом мире слишком много ненависти, крика, зла, чтобы тратить время, жизнь на негатив. Но информация в комментах есть и она усваивается, не сомневайтесь. Ее мало, но еще и ради этого статью писать стоило.

  2. как интересно!!! мой коммент сочтен некорректным. “Здесь есть определенные правила”. а в чем заключаются “определенные правила”? в том что здесь прав только Гурыч и НВ? а в чем, собственно, некорректность? в том что я сказала, что лесть не украшает мужчину? или то, что Фри Бразерс проводит душевные фесты с бесплатным входом и бесплатным питанием? или что сначала НВ начали конфликт, а потом появилось письмо Пожарника? Гурыч, вы писали, что не будете удалять комменты, так как это мнение и удалением его не изменить. так что же Вы не отвечаете за свои слова?

  3. Политика байкеров – ни какой политики , если “мед.работник” этого не понимает , значит он не байкер, а русский мотоциклист. Так тому и быть …

  4. Ольга,
    Ваш комментарий сочтен некорректным. Здесь есть определенные правила.

  5. Гурыч, а где мой пост? ты что его удалил?

  6. Я был в Night Wolves MG много лет и гордился этим. это действительно раньше был сильный клуб,братство, где ценен был каждый человек, где мнение и решение каждого имело цену, свобода вне политике,это был свой мир живший по своим строгим правилам и устраивавший нас всех. Время внесло свои корректировки,общее мнение перестало иметь значение, появилось одно большое “Я”и я решу всё сам. Мы стали носить нательные кресты не на груди а по верх рубашек, нам стали указывать что, где, когда делать. Каждый слово свобода и братство воспринимает по своему.
    В НВ есть ещё хорошие парни, но с каждым годом их становится меньше.

  7. Stor,
    в этом случае возникает ряд вопросов.
    1. Если это торговая марка, то торговая марка чего? Не Wolf Wear же. Да и Байк-Центр московский и конкретно Sexton не производит впечатления фабрики денег. Так скажем, есть ночные клубы, приносящие более значительный доход. Да там живые концерты-то не регулярны, о чем лично я очень сожалею, благо площадка действительно достойная наполнения и держания при ней персонального арт-директора. А в афише сплошь диджеи.
    2. “Пользуются благом”. Интересно, каким, по Вашему мнению. Правда, что думаете?
    3. К слову, об организации БШ. Довелось, не будучи НВ, участвовать в этом процессе, в подготовке то есть. Клуб оплатил все расходы по той работе, что я сделал. А вообще БШ всегда лично в моих глазах производили впечатление скорее вбухивания средств, нежели извлечения прибыли.
    Разумеется, это мое частное мнение по всем пунктам.

  8. Бред, на сегодняшний день НВ представляет торговую марку, чётко построенную пирамиду во главе Хирург и немного приближённых которые пользуются благом, остальные находятся в низу пирамиды и создают массовку на Байк Шоу и пашут за бесплатно обеспечивая и помогая в проведении этих коммерческих шоу. Кто впёр в эту схему уходят.

  9. Гурыч, писать о том что я знаю про НВ и про отношения НВ с другими клубами не вижу смысла. Вас ведь не переубедить. Вы вознесли НВ до лика святых и молитесь на них. Про любой факт порочащий НВ, вы говорите “не знаю, не слышал, не может быть, вранье”. Это вежливые ответы. Но чаще приходится читать блевотину от тру-волков с точными познаниями об авторе, где ссал-срал, получал по соплям, в какой сексуальной ориентации и прочее. Всегда умиляло это всезнание.
    Ну а писать для тех кто разобрался в политике НВ. Кто понял, что такое НВ на самом деле и отвернулся от них. Тоже нет смысла. Они уже сами все знают. Любой клубный байкер понимает, что НВ, со своей политикой подминания, несут в Россию байкерские войны. Поэтому клубы объединяются, чтобы суметь противостоять НВ. И только вы этого не видите. Потому что вас интересуют только БШ да елочки.
    Хотя, может быть елочки и на пользу. Читал на одном форуме пост одного мембера краснодарского НВ. “Не надо путать нас, настоящих NWMG, с русскими мотоциклистами НВMG. Это разные клубы. Хирург уже давно забил на клуб. Для него важнее бизнес в БЦ, новогодние елочки и дни городов. Мы же занимаемся другими делами.” Видишь, и у волков не все гладко.
    А вообще я согласен с Ильей. Если бы НВ не лезли к другим, была бы тишина. И тебе не надо было бы тратить время на бесполезную статью про распрекрасных НВ.

  10. Здравия!
    По мне лучше Димк, когда на одном дыхании выдаешь, и пусть там грамма не прет и лексика страдает, но зато от души идет писанина. Когда прилизываешь, улетает фишь. Ну эт, я так, Твоя статья и Тебе виднее. Написал бы Димк про концертики зеленые еще, про сепультуры и пантеры. Еще надо Орлица попросить написать про приключения рокеров в советском союзе). Читал, кстати его произведение последнее? http://www.stihi.ru/2011/05/23/580
    Удачи и Здоровья!

Обсуждение закрыто.