«Ночные Волки» — мотоклуб новой формации

«Ночные Волки» – мотоклуб новой формации.

Редактура от 28.01.2012.

Последние несколько лет байкерское сообщество в России (и не только) наблюдает, как первый отечественный мотоклуб «Ночные Волки» ведет себя «не так», как «положено» «истинным» байкерам. Раньше это было не так заметно и выражалось, пожалуй, только в датах, к которым было приурочено Байк-Шоу, в определенном сотрудничестве с официальными властями городов, где проводились мероприятия. Также «Ночные Волки» занимались благотворительностью, что вызывало непонятные обвинения в пиаре, причем у лиц, в благотворительности как-то не замеченных. Мэры и высокие городские чиновники на сцене байкерского праздника, суперзвезды и легенды отечественного рока, организация с размахом, собственный театр массовых зрелищ, милиция на охране мероприятий – все это давало повод говорить глупости, что «Ночные Волки» уж слишком сближается с властями, хотя при мероприятиях городского масштаба, а уж тем более международного подобное организационное сотрудничество вполне естественно. Но самый пик недовольства критиков пришелся на период с 2009 года, когда сначала Патриарх благословил «Ночных Волков» на проведение праздника в Севастополе, а В. Путин вручил Хирургу российский флаг. Еще больше страсти накалились, когда В. Путин проехал в голове байкерской колонны в том же Севастополе на Байк-Шоу 2010 года, а затем выступил еще и со сцены. Выглядело все это достаточно неформально и по-свойски, кроме того премьер дал несколько интервью, где в том числе отметил «Ночных Волков» как правильных и крутых парней. Начались столь же громкие, сколь и бездоказательные обвинения, быстро переродившиеся в мемы и мифы. Среди них: «Ночные Волки» продались Путину и «Единой России», что у них уже партбилеты в кармане, что Хирург будет баллотироваться в Думу, а байкеры готовятся как поддерживающий его электорат.
Уже почти десять лет существующий в Москве Байк-Центр, неизменно доставляющий эмоций всем посетителям, достаточно непростая публика в нем – это всегда прибавляло новых слухов, что среди этой публики публичные люди и даже политики – не просто так.
Помощь инвалидам и ветеранам войн, детям-сиротам, проведение уникальных по постановке и организации детских елок – все это не вязалось в глазах критиков с брутальным образом крутого грубого парня на мотоцикле.
Вышитые православные кресты на одежде, изменение в «цветах» латиницы на кириллицу, заявление о Православном вероисповедании членов Клуба, другое заявление – что «Ночные Волки» теперь Русские Мотоциклисты – породило новые обвинения в отходе от «байкерских традиций», от «1%»… Что вообще «Ночные Волки» больше и не байкеры вовсе, а именно мотоциклисты.
«Русские мотоциклисты» – по мнению этих загадочных ревнителей «истинно байкерских ценностей» и даже «байкерской традиции» – звучит как-то… некруто, не по-байкерски.
«Ночные Волки» – мои друзья. Но я написал эту статью не из желания их защитить, потому что они не нуждаются в защите и сами в состоянии это сделать. Это и не жест «встать плечом к плечу» или «примазаться». Во-первых, это звучит пафосно и глупо, а во-вторых, я с друзьями определился давно, гораздо раньше 2009 года. И пишу о том, что видел или слышал от живых людей. Повторять же слухи и пересказы анонимов не считаю правильным, тем более не подтвержденные.
Просто захотелось разобраться, хотя бы на уровне личного мнения. Знаю я сей клуб давно, на Байк-Шоу тоже езжу давно, вижу все это достаточно близко. Так давайте рассмотрим, с чего все начиналось, что такое т.н. «байкерская традиция» и зачем «Ночные Волки» стали такими, какими являются сейчас. Почему они просто не несутся толпой на мотоциклах, пугая обывателя на обочине и почему им не наплевать на тех, кому они несут добро в этот самый момент, пока ты, читатель, попиваешь пивко и читаешь эту писанину.

Необходимый авторский комментарий.

Особое предупреждение 1. Слово «outlaw», встречающееся в тексте, является общим нарицательным термином, обозначающим классического байкера «1%», как члена любого «1%» клуба, так и одиночку. Это слово не обозначает байкера какого-либо конкретного клуба, включая одноименный.

Особое предупреждение 2. Понятно, что приведенная трактовка известной информации может не соответствовать чьи-то убеждениям. Я считаю так: каждый пишет о том, что знает сам, что слышал сам, что видел сам. О чем-то напишу я, о чем-то могут написать и оппоненты. Но по большому счету, если я пишу о том, что считаю неким мифом, ниже описано, почему я так считаю. Степень доверия к открытой информации — согласно источнику и происхождению. Если использую факты, изложенные очевидцами, то как правило этих очевидцев знаю лично. И стараюсь не писать о том, чего не видел, даже если об этом «много говорят». Если кто-то не нашел в статье того, что искал – скорее всего, это не входило в цели написания материала. Я пишу о «Ночных Волках», о таких, какими знаю их сам и сужу о них, в том числе, по отношению ко мне. Любое другое мнение может быть сколько угодно отличным от моего. Собственно, верить тоже не прошу.

Особое предупреждение 3. Целью освещения каких-либо событий и тех специфических догматов, которые рассматриваются ниже есть не литье воды на чью-либо мельницу и уж тем более не очернение или унижение кого-либо. Именно байкеров, их настоящей внутренней мемберской клубной жизни, о которой знают только они сами, я не касаюсь вообще, неважно, называют ли они себя МС, 1%, мотоциклистами или как-то еще. Они сами решают свои предметные дела и это их выбор, не мне их судить, тем более без фактов. А вот открытая информация и мифы, ей порожденные — это доступно всем и многое принимается на веру. А у меня есть сомнения. И мнение тоже. Оно не обязано совпадать ни с одним другим.

Принято считать, что байкер – человек крайне независимый и не особо лояльный к обществу, живущий в некоем своем социуме таких же, как он и равных ему. По большому счету в российских реалиях это романтическое заблуждение, берущее свое начало в ряде мифов, большей частью имеющих попросту вымышленное происхождение и принятых из недостоверных источников. Среди тех, кого в России называют байкерами, большинство – законопослушные люди, живущие в обществе, в мире друг с другом, не имеющие ничего общего со стереотипным образом беспредельщика.
Здесь следует уточнить кое-что. Конечно, некая романтическая убежденность заставляет тех, кто «в теме» думать, что они – не как все. С этим глупо спорить, потому что так оно и есть. Байкеры – определенный неформальный социум, имеющий свою собственную культуру, ранги, взаимоотношения, дружественные и антагонистические образования. Но в реалиях российской действительности достаточно тяжело говорить о состоянии, противоположном законопослушности, потому что это автоматически означает преступность. Ссылки на менталитет здесь некорректны, скорее это мифологизация и со стороны самих байкеров и стереотипы со стороны правоохранителей. Есть, правда, смягчающее обстоятельство. В большинстве своем т.н. «байкерская традиция» в открытых источниках – набор стереотипов, основанный на мифе, пусть даже тешащем самолюбие, даже в нынешних российских реалиях. События же, породившие миф, происходили совсем с другими людьми. Другими во всех смыслах. И далеко отсюда, как в пространстве, так и во времени.

Часть первая: миф.
Классический образ байкера ведет свое начало от понятий «outlaw» (отверженный) и «1%». Собственно говоря, все началось в 1947 году, когда после беспорядков на ралли в Холлистере (США, Калифорния), со стороны тогдашнего руководства АМА (Американская мотоциклетная ассоциация), якобы, последовал комментарий, широко распространенный прессой. В данном заявлении было сказано, что 99% мотоциклистов – законопослушные люди и только 1% – преступники, отверженные обществом и нарушающие закон. В дальнейшем именно «1%» стал символом такой «отверженности» и одновременно декларацией протеста и неподчинения ханжеским законам общества, которое повсеместно ущемляло и притесняло американских «неформальных» байкеров, как заведомо криминальные элементы. В 60-е процесс дошел до «горячей» фазы, когда вооруженные полицейские буквально не пускали в города проезжавшие байкерские колонны, арестовывали байкеров по различным поводам, в том числе заведомо подложным, а «отверженные» тоже не оставались в долгу и разнесли пару мелких городков. Пресса в ту пору откровенно демонизировала «отверженных», обвиняя их во всех смертных грехах, от сатанизма, до наркоторговли и убийств. В целом же рычаги прессинга уходили аж на уровень Госдепа, против байкеров были журналисты, судьи и уж тем более благопорядочные работодатели. Поэтому совсем не удивительным было бы выдавливанием «однопроцентщиков» в криминал, что им и так приписывалось. Впрочем здесь как раз уже начинается явное наложение мифов друг на друга и их сочетаний на реальность.

Во-первых, пресса, взяв курс на демонизацию байкеров, вовсе не отказалась от данного образа «отверженных». Даже пресловутый Хантер Томпсон написал своих «Ангелов Ада» с различимым кАлечным криминальным подтекстом: мол, вот они какие страшные для всех, а я их не боюсь и знаю правду. Разумеется, его заслуг в издании этой правды никто не умаляет.

Во-вторых, не стоит обелять и самих «outlaws». Известны десятки, если не сотни задержаний членов западных клубов, в основном по достаточно узкому перечню преступлений: наркотрафик (не путать с торговлей наркотиками), контроль проституции, ограбления, вымогательства, убийства, незаконный оборот оружия и т.п. Откуда известно? Из СМИ, конечно. Но! Задержание – это еще не обязательно преступление. Это не означает, что все байкеры – преступники. Это не означает, что все «1%» – преступники. Это не означает, что все носящие «цвета» – люди, готовые на преступление. Среди небайкеров преступность тоже есть, но никто не крошит батон по этому поводу на цивилов, выделяя их в преступную социальную группу. Однако, преступления имеют место. Между западными клубами случаются войны, с ранеными и убитыми, вспомните хоть события в Квебеке (1994-2002). Криминал? Полторы сотни погибших – это говорит само за себя. Вне всякого сомнения, такие клубы – это организации, ведущие собственную деятельность, которая по мнению соответствующих органов может быть несовместима с законностью. Разумеется, самоогласка здесь вряд ли ожидаема. Байкеры не работают в цивильных офисах, не влившись в систему, которая их отторгла. Поэтому криминальная подоплека вполне вероятна, на каком-то этапе это было даже необходимо для выживания. Если совсем просто, в России тех «отверженных» определенно назвали бы ОПГ, да хоть та же пресса, с подачи соответствующих органов. Здесь хотелось бы особо отметить: информация в обществе о преступной деятельности байкеров – именно продукт прессы. И речь здесь идет не о самих байкерах, а о мифе, этой же прессой и СМИ созданном и распространяемом. Сюда замешаны не только реальные преступления, но и слухи и стереотипы прошлого. То есть, если байкеры большинства этих преступлений не совершали, это тем более миф. Разве не так?

В третьих, все вышеперечисленное – повод и сюжетный хлеб для СМИ и киноиндустрии. Большинство цивилов и даже людей относительно «в теме» черпают сведения о байкерстве именно оттуда. Чем занимается любой закрытый клуб – знают только его мемберы. Остальные смотрят телевизор и кино, читают статьи и слушают рассказы других. Среди них есть как просто потребители слухов, так и пишущая братия. С этих «сведений» берутся сюжеты для нового поколения материала и вопрос о качественности и правдивости просто снимается. Пишутся байки с баек. И происходит то, что и должно происходить: слухи становятся стереотипами, просто потому, что все говорят одни и те же голимые вещи. Пока знающие люди молчат – контора пишет. А байкер становится уже неким выдуманным сказочным собирательным образом, особенно для «социально активного населения».

В случае с Россией вопрос гораздо упрощается просто потому, что байкерству в ней нет и тридцати лет, то есть можно еще на одном поколении отследить процесс формирования движухи, определить, какого рода люди в ней участвуют, какими качествами обладают и откуда они это все взяли. Уже само «взяли» говорит об импорте идеологии. В самом процессе копирования нет ничего постыдного, перенимать опыт полезно и правильно. Но, давайте разберемся, с чего скопировано в самом начале, с чего началось — у нас, не в Америке? С просмотренных западных фильмов, например. Какие-то сведения черпались в той же прессе. Крайне редко – личные впечатления, как это случилось в случае с «Ночными Волками». Но, опять же, начальный толчок идеологии российского байкерства безусловно дала идеологическая машина Запада в виде авторов просмотренных фильмов и прочитанных статей, материалы которых в свою очередь были в достаточной доле как доступны, так и стереотипны, а значит недостоверны. Конечно, они были пропущены сквозь мозговое сито нашего человека, заимствовано было не все подряд, а только подходившее под менталитет и существующие реалии. Но тут уже принципиальная дилемма: или «не все» означает несоответствие нашей байк-культуры западному первоисточнику, или налицо слепое следование имиджу. Опыт лично моего знакомства с байкерами отмел второй вариант.

«Ночные Волки» — мотоклуб новой формации: 76 комментариев

  1. Дамы и господа. Используйте, пожалуйста, свои данные при отправлении комментариев. Использование чужих данных повлечет за собой бан, без исключений. Спасибо за понимание.
    Примечание: произведены некоторые перенастройки, комментарии переведены на полную премодерацию. Это к вопросу «не проходит»…))
    Всем — мир.

  2. Илья, спасибо за ссылку. Действительно, ролик занятный. Надо б зафайлить для архива.
    Ну, Хирург сам имеет право голосовать за того, за кого хочет. Я, например, за Путина голосовать не хочу. А этот ролик рассматриваю просто как некий артефакт времени, для меня он позывом не является. Как в свое время подпись Кинчева на листовках ЕБН «Да, Да, Нет, Да». Свобода заключается, в том числе и в выражении мнений. А они могут быть разными и у друзей. Даже внутри обычных семей.

    Сейчас очень занят, прошу извинить, кульминационный момент в повести, с неделю провожусь, так что слишком развернуто излагать возможности нет.
    Но если есть желание в целом кратко обсудить политическую раскладку в нынешней России — можно поговорить.

    Вообще, есть замечательная серия South Park на эту тему — South Park 808 Douche and Turd. Не совсем в точку, но основная мысль верная.

  3. Илья,
    может мне все удалить, что глаз колет? Конкретно эти слова не направлены ни в чей адрес лично, они безадресны. Такие вещи есть здесь и у других. Лично — это когда отвечают конкретному собеседнику. Мне вот лично говорили вещи, скажем… с перебором. Может с них начать? Да я пока их и не удаляю только потому, чтобы было видно, что некоторая некорректность есть отовсюду. Хреновое, но равновесие. Лучше, чем начинать кромсать.
    Вижу, что обсуждение все больше и больше утрачивает смысл в целом. С фактами как-то не заладилось. Надеюсь, может покажутся, напоследок.

    Про сообщения подумаю может ты и прав. Вроде как изменено, чтобы конец обсуждения сразу на текст выходил, для вновь прибывших… Подумаю поюзаю денек. Спасибо за рекомендацию.
    ПС: Пока сократил отображение до 10 комментов на странице, больше за день тут редко бывает может так поудобнее будет. По идее — это только страницу вниз дернуть.

  4. И вот еще, верни плз комментарии как были.
    Очень неудобно стало искать конец это простыни. Когда она в конце — END решает вопрос за секунду, а сейчас надо гдето посредине все искать.

  5. Хорошо говоришь, Гурыч, толково. Переход на личности, да, да…

    А чтож ты пропустил мимо глаз вот эту фразочку:

    «обсуждение с тетками и дядько-тетками» (c) nomad

    Ничего тут тебе не кольнуло глаз ?

Обсуждение закрыто.