АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВ:
МУЗЫКА КАК ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР
Александр Трофимов - бессменный руководитель популярного в Москве "Р-клуба", ориентированного исключительно на рок-музыку. Немногие из посетителей знают, что этот человек сделал очень много для развития рок-сцены и сделал именно тогда, когда рок-культуре было особенно тяжело: и из-за официоза, и из-за повального прорыва совковых попсовых "унцев-унцев" на все этажи шоу-бизнеса. Устоять на ногах помог жизненный выбор: "рок-н-ролл - это моя музыка".
- Саш, для начала, как ты вообще попал в музыку, шоу-бизнес и музицировал ли самостоятельно?
- Музыкой интересуюсь и занимаюсь очень давно. В детстве, на даче у меня были друзья, старше меня на два-три года, увлекавшиеся очень прогрессивной по тем временам музыкой - Black Sabath, Nazareth, Deep Purple. Для меня это было тогда, в целом, еще пока ничем, но мы вместе играли в футбол и гоняли на велосипедах. Они переписывали друг у друга какие-то записи, а мне это было не интересно, пока кто-то не принес запись группы на русском языке - это был "Мираж", но не тот, попсовый, с Гулькиной и Разиной, а неизвестный сейчас, роковый коллектив, причем его песни тогда активно пели по школам, например, но никто не знал авторства этих песен. Потом, занимаясь уже непосредственно звукозаписью в Москве, я долго пытался найти хоть какую-то пленку с этой группой! Безуспешно. А далее процесс пошел: записывали "Аквариум", "Зоопарк", "Кино"… и, вот сидим как-то у брата на работе, я ставлю свежую запись из студии. И тут приходит какой-то его знакомый, разговорились о музыке, причем он все время повторял: я играл, я играл… Ну, я не вытерпел, спросил: "Ну и где же ты играл?". Оказалось, играл он в том самом старом "Мираже". Таким образом, я познакомился с одним из участников, достал сразу эти записи, хоть и не сохранившиеся в каком-то полноценном виде. Вот так и стал заниматься рок-музыкой более-менее серьезно. Если теперь анализировать мотивы, можно сказать так: в музыку вообще меня привело любопытство. Приходя к кому-либо в гости друзья просили поставить какую-то знакомую, любимую пластинку, а я предпочитал то, что раньше не слышал.
- Ну, а что касается процесса, называемого шоу-бизнесом?
- Понятие шоу-бизнеса в нашей стране - это просто смешно. Называть все это пиратство шоу-бизнесом я бы не стал, для этого есть другие, более плохие слова. Считаю, что это понятие должно происходить от слова "бизнес" в данной культурной области, а происходящее сейчас просто ужасно. Лучше обзовем это пока (посмеивается) "музыкальной индустрией". Непонятным словом.
- А как ты попал в "BIZ Enterprises"?
- Туда я попал еще до рождения всей этой конторы. Существовал определенный круг музыкантов, которые однажды встретившись, решили создать довольно крутую фирму, куда и был приглашен директором Борис Егорьевич Зосимов. Он был уже тогда продвинутым комсомольским работником, с крутыми родителями и связями, занимался выездом комсомольцев в капстраны - то есть только через него можно было выехать - был кроме всего этого прогрессивным деятельным человеком. И очень хорошим руководителем, это точно.
- Почему "BIZ Ent.", набрав солидный уровень известности, продвигая свою рекламу в С.М.И. приобрела ярко выраженный имидж фирмы, работающей именно с рок-музыкой и, в первую очередь, с тяжелым роком?
- Изначально, люди входившие в состав руководства этой фирмы, были из рок-культуры. И тоже изначально они хотели сделать здесь что-то большое типа аналога фестиваля Metal Hammer в Германии. Съездили в Германию, посмотрели и подумали: а почему бы и нет? Если раньше с роком все было понятно - совершенно однозначно запрещено - из-за чего он и был в подполье, то потом что-то постепенно начало меняться. Подвижки в стране уже были, многое начало "разрешаться", рок начал выходить на стадионы. И как раз в этот момент появляется определенная группа единомышленников, создающая крупную корпорацию по западному принципу работы. Был набран штат специалистов, я занял пост директора по рекламе. Хотя, людей было не так много: отдел музыкального оборудования, транспортный отдел, еще кое-что. Борис Зосимов объединял всю эту компанию. По тем временам мы немалого достигли. Позже, по различным причинам эти люди стали из компании вытесняться, фирма меняла политику, деньги стали делать деньги( и это нормально!), полностью менялись приоритеты согласно предпочтениям новых руководителей. Сам я ушел от них предпоследним(из первоначального состава), отработав три с половиной года. Что можно сказать о достижениях? "BIZ Ent." является первым организатором фестиваля на Тушинском поле, представлявшем тогда из себя огромный заброшенный пустырь, не распаханный под огороды. Получить тогда разрешение на проведение там концерта было довольно просто.
- Ты имеешь в виду 91-й год?
- Совершенно верно. Metallica, AC/DC и так далее. Концерта такого масштаба, я думаю, до сих пор никто организовать так и не смог. А в то время это было Событием номер один. Народу собралось не менее полумиллиона (я где-то вычитал цифру - 770.000!!! - Д. Гурыч) и эта цифра условна, т.к. при такой массе людей их количество считалось с вертолета по квадратам. А ОМОНа было около шестидесяти тысяч - несколько высших школ милиции. Это тоже было весело.
- Как считаешь, почему многие западные исполнители, включая рокеров, не хотели тогда к нам приезжать? По крайней мере так тогда писала пресса…
- Это совершенно неправильное понятие: "не хотели" приезжать! Любой концерт - это тысячи нюансов, компромиссов, не надо быть героем, чтобы привезти сюда любую команду! Потому что любая команда имеет свою стоимость. Музыкант говорит: мой концерт стоит столько-то. Есть еще штат менеджеров, есть фирмы, занимающиеся именно турами. Если условия совпадают и музыкант вписывается во все эти проблемы, то концерт происходит, только он стоит определенных денег. В России же все всё хотят получить на шару: а почему к нам не едет такой-то? А потому, что никто не может за это заплатить! Концерты "звезд", которые в данный момент "там" - "на гребне" стоят очень неплохих денег.
- Но ведь, если взять "металлические круги 80-х", некоторые очень популярные - тогда коллективы не приехали к нам до сих пор…
- Ну и что? Это говорит только о том, что не нашлось, кому заплатить за такой приезд. Сейчас же можно и по телефону, и через Интернет связаться с любой группой, узнать ее стоимость, ее прокатные компании… это может сделать любой человек из своей квартиры…, но он просто узнает расценки. На этом, обычно, все и заканчивается.
- То есть фактически не существовала пресловутого идеологического барьера?
- К примеру, мы планировали к презентации открытия компании концерты Элиса Купера. И дело упиралось только в деньги. Получилось так, что начинали мы переговоры с одной суммы, а во время этих переговоров вышел его альбом "Trash", подбросивший этот гонорар до отметки, превышающей предыдущую сумму в 3-5 раз! Вот и взлетел загибающийся старичок! Стали покупаться пластинки, стали забиваться гастроли… и тут же взлетели цены. Так же и Megadeth, например. Также потом мы не могли элементарно угнаться за инфляцией, однако без преувеличения можно сказать, что привезли многих. Впрочем, не мы одни. Все старались привозить популярные группы.
- Да-да, помню, тогда только "скарпов" привозили раз десять…
- Ну, ты знаешь, на безрыбье и Scorpions - хэви-метал (смеется)! Хотя, по мне - хорошая команда. Кстати, Scorpions привозили не мы.
- Неужели "Госконцерт"?
- Вполне возможно, ведь бизнес есть бизнес, а тогда это уже стали хорошо понимать.
- С официальными властями проблемы были?
- Конечно. Конечно! Что нужно ЛЮБОЙ власти: чтобы ничего не происходило, тогда у нее не будет проблем. Что б на улице, к примеру, всегда была средняя температура, чтобы не было дождя, что б никакой засухи и уж не дай Бог град! Утрирую, конечно…, но ведь все то же самое: какой рок?! Любой чиновник всеми фибрами души всегда будет открещиваться от всего! Когда привозили Metallic'у и AC/DC, тогда Гавриил Попов взял сразу больничный на две недели и отбыл к себе на дачу и кто-то другой за него на открытии выступал, по-моему это был Лужков. То есть любой чиновник все примет в штыки. А когда уже точно, вот, уже все удалось, все в порядке, вот тогда-то он и скажет: да это же именно я все сделал! Это одна простая нормальная политика! А когда все еще организуется (как Егорьевск отменили, например), то никто из них не хочет на себя ничего брать! Ответственность на себя не хочет брать НИКТО!
- Я тут как раз получил из администрации города Егорьевска "типа официальный" ответ по поводу "Энергии Дорог"…
- И чё говорят?
- Говорят, что точно не будет. Спрашиваю, как быть с тем, что данное учреждение напечатано на билетах как учредитель мероприятия…, отвечают: а какие еще билеты? Мы, мол, ничего не знаем!
- Так это и есть обычный, нормальный ответ! Мы ничего не знаем! Даже если бы на эти билеты ставилась их печать, сказано было бы следующее: ничего не знаем, а печати ставила секретарша, которая именно сейчас как раз в декретном отпуске! Или уволилась…
- То есть концов не найти?
- Никогда!
- Как возник "Р-клуб"?
- Десять лет назад, после ухода из "BIZ Enterprises", у меня уже была своя рекламная фирма, занимался тем, что называется "паблисити" и ребята из группы "Мастер" попросили помочь им с организацией концертов. По Москве тогда как раз и стали появляться первые "сами по себе"-площадки: клуб "Вояж", ДК МАИ(в фойе) еще какие-то, штук пять и мы с друзьями прошлись по ним. Нам ни один клуб не нравился! Где-то охрана не так работает, оборудование практически везде оставляло желать лучшего.. и мы подумали: а почему бы нам не организовать свой клуб? Что для этого надо? Помещение. У нас был один товарищ с выходом на спорткомплекс "Атлант", на улице Талаллихина, где нашелся совершенно заброшенный большой подвал, заваленный каким-то железным ломом, который мы и разгребали своими силами достаточно долго, нашли оборудование, попробовали сдвинуть с мертвой точки… Получилось! Не сразу, но площадка привлекла внимание своего потенциального контингента простотой, доступными ценами, нормальным аппаратом. Вот, со временем, мы чего-то добились!
- Клуб пытались закрывать?
- Конечно. Всегда пытаются. Для любых властей это - точка нестабильности. Они, все же, не могут так вот прийти и сказать: "мы вас закрываем" (хотя, именно так и говорят!), нужно иметь достаточно весомый аргумент для такого закрытия: несоответствие санитарных норм, например, пожарники часто заходят… Просто если ты делаешь клуб САМ, то все равно проходишь все эти инстанции, знаешь, какие нормы надо соблюдать, собираешь полный пакет документов, а с ним тебя закрыть уже не так легко.
- Ориентация клуба большей частью на роковые, тяжелые, "металлические", агрессивные музыкальные направления - это дань того, прошлого времени?
- Это - наша приверженность. Мы сами из этой среды. Я не был музыкантом, но мои играющие друзья, играли именно эту музыку. Она больше привлекала.
- Верность идее?
- Жизненный выбор. Нет, мы не отказываемся от других направлений, жизнь вносит свои коррективы. Жизнь за десять-пятнадцать лет ушла далеко вперед, появилось много новых стилей, новых направлений… И вовсе не обязательно мы должны их принимать! Мы должны их пытаться понять.
- Почему, на твой взгляд "хэви металл" так и не успел стать в нашей стране по-настоящему массовым явлением? Почему он не дорос до стадионов?
- Я как раз считаю, что "хэви-металл" и был массовым явлением. Мы работали и на стадионах. Более того, после того, как рок вылез из подполья, мы только на стадионах и работали! Пойти тогда работать в клуб… для меня это было не интересно!
- То есть, была этакая огромная масса "металлистов", а потом… просто изменились приоритеты "зрительской толпы"?
- Это не приоритеты изменились…, просто если взять сто человек молодежи, "металлистов" среди них будет пятеро. Мы работали по школам, по десятым классам - ну, и сколько там "металлистов"? На четыре десятых класса - три-пять человек! И это нормально. Мы, вот, занимаемся этим жанром у себя в клубе, мы видим, что к нам приходит много людей и не считаем при этом, что вокруг одни "металлисты".
- Но в 80-х их было явно больше!
- Это было модно.
- А почему потом их число уменьшилось?
Не думаю, что число именно "металлистов" уменьшилось. Откололась та часть аудитории, которой это перестало нравиться, перестал импонировать этот стиль жизни. Опять же, запретность пропала с выходом из подполья: эту индустрию тут бы и продвигать пора…, а она именно в этот момент сама и затихла!
- Но, все таки, что же заставляло молодых людей "быть металлистами", несмотря на гнет общества или наезды "люберов", например?
- Чувство протеста. Как конфликт отцов и детей: "а я не такой как вы все!". Сейчас у нас практически запрещено движение скинхэдов, и многие выбирают этот имидж нарочно.
- Действие рождает противодействие?
- Именно!
- На удар отвечать двумя? Помнится, в 80-е газеты писали о побоищах "металлистов" и "люберов" - более тысячи, тысячи двухсот человек с обеих сторон…
- Было и такое. Как "улица на улицу", "район на район", теперь - "Спартак" на "Динамо"…
- Но ведь этому придавали и политический окрас?…
- И будут. Кому что выгодно! Обязательно найдутся папики, готовые взять этот процесс под контроль и политизировать. А молодежь как и раньше, будет конфликтовать. Во всем мире так и происходит - все движения расчитывают именно на молодежь. И в "совке" так было: пионерия, комсомол и т.д., такая красная "зеленая улица", где позитивной инициативе - дорогу повсюду: хотите засадить деревьями аллею или улицу - зашибись, сажайте на здоровье! А сейчас у молодежи нет стимула. Даже если скажут: "мы хотим!",… у нас любой чиновник скажет: дайте мне денег и засадите хоть весь город! Убили тем самым движение к добру.
- Предпочтения: пять металлических групп тогда и сейчас.
- Их гораздо больше. Если "фирменных", то на тот период - Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth… и все это направление, пятеркой никак не ограничиться. Сейчас - то же самое. Вот, недавно три редкие пластинки Deep Purple записал. Но, разница с тем временем такова: берешь пластинку и знаешь уже, какая песня за какой звучит… и ставишь пластинку обратно. Из более современных нравится что-то подобное White Zombie…
- То есть тяжелый рок стал музеем?
- Нет, музеем он не стал, просто это явление не с чем сравнивать. Кажется, что прорывов нет, затухает, затухает и…бабах - Rammstein как резко и громко выстрелил! Хотя, они разве внесли что-то новое в музыку? Все это было сыграно достаточно давно, просто они сделали по-настоящему качественный продукт и он выстрелил совершенно закономерно! А сейчас рок опять постепенно затухает. Но ведь "Ария", там, и Кипелов по-прежнему собирают стадионы и гатроли расписаны на много вперед.
- У каждого направления есть какой-то яркий представитель. Если убрать "Арию", то останутся, в большинстве, небольшие и не всегда сколько-нибудь известные миру команды клубного уровня. Значит ли это, что тяжелый рок - музыка для определенной ограниченной ниши поклонников?
- Конечно. Так всегда и было. Как и транс, например. Собираются люди на вечеринки и слушают свою музыку. Это - нормально.
- Последний вопрос: что лично тебя смогло бы по-настоящему удивить в этой области?
- Даже не знаю… Приезд какой-нибудь звезды точно бы не удивил… Продажа неизвестной группой немеряного количества пластинок… все бывает в этом мире. Сейчас у нас все устаканилось: все группы потенциально суперзвезды и заранее готовы играть на стадионах. Только стадионы не готовы принять эти группы. На Васю Пупкина из второго подъезда ходит пять человек(там же, у подъезда), а Макаревича слушают миллионы. Между ними двоими много всяких команд. И мест, где они могут играть. Каждая группа достойна своей публики, как каждый народ достоин своего тирана.
Интервью взял Дмитрий Гурыч, Москва, июль, 2004.