БАЙКЕРЫ

Части: 1, 2, 3, 4, 5.

Часть 3: хорошее и плохое поведение.

Опубликовано в журнале ROCKMUSIC.RU, № 3 (20), 2005, стр. 6.

Стереотипы.

Первый и главный стереотип, угнездившийся как у самих байкеров, так и в разуме обывателя – взаимное уничижение друг друга. В миру за байкерами закрепилась репутация опасных и неумных людей, способных, впрочем, разобраться в технике. Естественно, стандартный гражданин вряд ли скажет подобную чушь в лицо самим байкерам, потому что в этом случае рискует своим собственным лицом.

В Америке из скандальных 60-70-х обыватель вынес для себя стандартный образ “отверженного”: вонючий самец в коже, накачанный до бровей наркотой, “с ножом спереди и пистолетом сзади”, он хочет немного: трахнуть твою дочь, выпить пива в твоем баре, разбить тебе же рожу и, забрав выручку, сгинуть в неизвестном направлении.* Дошло даже до того, что с конца 60-х компания “Харлей-Дэвидсон” стала нести серьезные убытки, как тогда считалось, из-за репутации основных потребителей – байкеров, хотя элементарный экономический анализ моторынка тех лет показывал: падение интереса к тяжелым, мощным, но излишне консервативным “харлеям” напрямую связано с резким скачком роста мотоэкспорта из Японии, где политика производителей в плане уменьшения мощности, модельного ряда, соответствующих цен была гораздо более гибкой.

Не особо помогала даже положительная символизация 80-х, когда на рекламных плакатах печатали фотографии бронзовокожих суперменов с волевыми подбородками, оседлавших сверкающие “харлеи” на фоне американского флага. Образ байкера так и остался отрицательно стереотипным, а компания “Харлей-Дэвидсон” в середине 80-х выехала при помощи не очень-то благородной, но эффективной политики “поощрения отечественного производителя” администрации США, которая серьезно повысила пошлины на импортные механизмы(надо понимать, не без “совета” отечественного производителя). В те годы политика деклассирования байкеров и идеализации “просто мотовладельцев” разводит эти понятия полярно. Вспомните фильм “Харлей-Дэвидсон энд Мальборо Мэн”: главные придурковатые герои, конечно, хулиганы еще те, но мотивы их преступных поступков весьма благородны, мотоциклы у них отличные(и, само собой, “харлеи”, не считая ритуально расстрелянного “кавасаки”), да и сами наездники – признанные колоритные киношные красавцы. По сути это – реклама “Харлея”, вписанного в ряд символов “американской мечты”.** Понятно, что когда шумиха с “отрицательными” байкерами прошлого улеглась, мотопроизводители стали бороться за “цивильную привлекательность” продукции и дорогой, мощный мотоцикл стал чем-то вроде доски для серфинга, стоящей в гараже состоятельного адвоката. За это, впрочем, тамошние байкеры не любят подобных цивилов и именно у них крадут мотоциклы, что прибавляет известную долю цивильского говна в их репутацию.

Кроме того, по мнению официальных властей, организованные западные байкеры*** давно уже переродились в реальные преступные сообщества, контролирующие весь спектр преступных доходов: убийства, контроль проституции, наркоторговля и т.д., отличаясь от прочих бандитов “цветами” и мотоциклами. Основная причина этого способа заработка – отторжение обществом от легального бизнеса или устройства на работу. Причем эти сообщества развиваются, в настоящее время есть такие, “чаптеры”(чепты) которых давно существуют уже по обоим берегам Атлантики. Между этими ОПС периодически возникают стычки и даже войны, как это было в период с 1998 по 2001 гг. в Канаде, когда воевали “Ангелы Ада” и “Бандидос”: применялись даже базуки и автоматическое оружие. Некоторое затишье наступило после того, как в 2001-м канадская полиция провела масштабную спецоперацию, в которой участвовало более двух тысяч стражей порядка. Копы изьяли оружие, наркотики и очень крупную сумму наличности, также арестовав 120 человек. К тому времени война байкеров унесла более полутора сотен жизней и власти решили, что с них хватит. Западная кино-утилитарность, все же, поимела свой процент – по мотивам этих байкерских разборок в Канаде был снят очень неплохой, но излишне слезливый фильм “Hochelaga”(в России выпущен на видео под прокатным названием “Байкеры”, не путать с одноименным фильмом о неграх на мотоциклах!).

В России все совсем по-другому. У нас народ байкерами не напуган, поэтому выражает, скорее, интерес, чем опаску или ненависть. Байкеры же сторонятся цивилов из-за легкомысленности и развлекательности интереса последних: то, что для цивила является воскресным зрелищем, для байкера есть образ жизни и он не хочет иметь проблем с теми же властями, если неизвестно кто подставит их клуб беспонтовым трепом или чем-то более серьезным. На байкерских мероприятиях, куда допускаются зрители и пресса, охрана ведет себя корректно, но жестко: дебоширы, обычно, с мероприятий немедленно изгоняются, чтобы не подставить остальных. Может быть отчасти поэтому “цивильные” стереотипы определяют байкеров, как людей быковатых и неконтактных. Есть другой стереотип, показывающий их пьющими пиво в огромных количествах, “наезжающими” на кого попало, ведущими себя громко и вульгарно. Такое поверхностное и неверное мнение о байкерах, как мне кажется, сложилось, скорее из-за скамейкеров****, которые, действительно, не упускают случая нахреначиться дешевого пива, поскольку ездят домой на троллейбусе, а не на байке. Показательным местом был уже упомянутый в предыдущей части статьи бар “Яма”: там собирались молодые люди и девицы, чтобы вволю назюзюкаться, похвастаться несуществующими успехами, подраться спьяну и разъехаться по домам. Доходило и до поножовщины. Приезжавшие же в “Яму” настоящие байкеры, обычно пили кофе или что-то также безалкогольное – они, все же, были за рулем.

* – благодаря плановой, ежегодной травле байкеров, организованной СМИ, ФБР, полицией в 60-е – 70-е каждый “фермер Джон” готов был схватиться за проверенный дробовик “ремингтон-870”, считая себя и свою пушку последней инстанцией. Он, может, никогда не видел “этих подонков”, но трусливый настрой на ожидание самого плохого делал свое дело. Отсюда постыдная вера в страшилку, о которой он не имеет представления. Отсюда мерзкий образ байкера в кино. А ведь в годы перестройки и перестрелки мы все смотрели эти фильмы и велись на карикатурный и ужасный образ представителя “ихнего” потерянного поколения, забывая о своих, так и не найденных поколениях голодающих мозгов, которые всасывали все подряд, даже голливудское дерьмо.

** – особо показательно, что герои в фильме торгуют некой наркотой, сходной по особо лучезарному названию: “хрустальная мечта”, который… закапывается в глаза!

*** – нужно понимать, что я имею в виду outlaws или “1%”, хотя их поголовная криминализация – истеричный газетный стереотип. На самом же деле тюрьмы Запада вовсе не переполнены байкерами. Поскольку их считают деклассированным отребьем, то стараются не замечать до совершения преступления или если нет социального заказа на травлю. Далее идет привычный процесс отождествления немногих со всеми. Так в общественном мнении и рождаются организации, неумно называемые “бандами”, хотя наши спецы тут же прицепили бы им названия вроде ОПС или ОПГ, что более точно характеризует “бандитов на мотоциклах” хотя бы с точки зрения признания четкой организации и иерархии.

**** – скамейкер (сленг., от слова “скамейка”) – “байкер” без байка. Презрительное название своеобразной тусовки молодых людей, одевающихся “под байкеров”, но ездящих на общественном транспорте за неимением мотоцикла. Обычно данные персонажи собираются пить пиво и хвастаться сомнительными достижениями, в том числе и беспонтовыми базарами типа “в следующем году покупаю мотоцикл”. Часто посещают “мотоциклетные” клубы и заведения, рок-клубы при условии дешевизны или вообще халявы. В дорогие и приличные места не ходят – не по средствам. Из-за систематического пьянства большинство из них практически всегда “на мели”, что напрочь исключает возможность купить мотоцикл. Также иногда их называют “бомжами”. В Москве представителей данного вида чаще всего можно встретить на Арбате(“труба”, “парапет”, “боны”).

Акции и “покатушки”.

У каждого уважающего себя байк-клуба имеется определенный список мероприятий в течение года. Во-первых, это открытие и закрытие сезона. В нашей средней полосе сезон обычно открывается примерно 1 мая и закрывается 1 октября, т.е. обозначает время, когда погода позволяет беспрепятственно ездить на байке. Естественно, что на эти даты могут повлиять ранняя зима или поздняя весна, но возможно и наоборот: если снег сходит достаточно рано, то отдельных моторайдеров можно видеть уже в марте. Влияет также и географическое положение: в краях, где зима более суровая и долгая, сезон, само собой, короче. Идеологически, впрочем, все немного иначе: например, ярославский байк-клуб “Черные Медведи” заявляет: “…байкерский сезон длится круглый год. Это вопрос стиля жизни, а не климата…”, хотя в списке акций календарное начало и конец сезона, конечно же, есть. Здесь имеется в виду, что байкерский дух не должен впадать в спячку из-за “нелетной” погоды. И это вовсе не бравада, это – результат того, что байкеры из-за своего обособления должны “держать марку” в любых условиях. Этим российские байкеры и отличаются от западных: они не противостоят обществу, но, отчасти сторонятся его, потому что понимают разлагающее влияние анархично-демократичной всетоварности. Они влиты в общество как граждане, они способны заработать себе на жизнь, они могут иметь качественное образование, но изолируются как объединение единомышленников, нравится это кому или нет.

Кроме того, есть ряд акций, организуемых крупными байк-клубами, на которые съезжаются как одиночки, так и группы райдеров из других байк-клубов. Крупнейшие из таких праздников, такие, как “Bike Show” “Ночных Волков” насчитывают тысячи приезжающих (я встречал утверждение, что на 5-м “Bike Show” присутствовало до 30 000 байкеров) и гостей. Такие крупные события обычно имеют характер фестиваля, проводящегося двое-трое суток подряд с концертами, конкурсами, различными шоу(мототрюки, бои по боксу, кикбоксингу, ряд музыкальных программ, конкурсы тату, росписи мотоцикла и т.п.), причем вся программа проводится на нормальном, качественном уровне. Само собой, мероприятие проводятся с ведома официальных властей, причем власти тоже “приобщаются” на уровне выделения какого-то количества милиции для охраны и надзора, разрешения торговли напитками и съестным, ну и не обходится без “официальной части” от имени администрации и клуба-устроителя.

Кроме крупных акций имеется ряд небольших и “полуформальных” слетов вроде Мотоярославца (г. Малоярославец, Моск. обл., проводится в первой половине лета. Прим: небольшим данный слет был до лета 2005), куда люди съезжаются на привычное место годами.

С некоторыми такими мероприятиями иногда приключаются неприятности. Так, в 2003-м некая загадочная организация “Останкино-медиа” с треском провалила “Мотоярославец”, наобещав с три короба, подписав массу рок-групп и самоустранившись за несколько дней до начала. В результате отдувались местные, вследствие чего аппаратура на сцене, выступающие группы, качество программных номеров и организация в целом оставляли желать лучшего. И эта картина достаточно привычна: небольшие фестивали всегда плохо организованы из-за недостатка денежных вложений, они, скорей, похожи на относительно массовый пикник.

Говоря о хорошей организации, нужно отметить, что мероприятия конкретных байк-клубов более удачны, нежели слеты организованные небайкерами. Так, в том же 2003-м некая группа известных в Москве товарищей с треском и вонью провалила только что заслужившую репутацию “Энергию Дорог”. Данная группа товарищей имеет отношение к организации концертов, торговле муз. продукцией и атрибутикой, поэтому сумела подписать много именитых коллективов, напечатала тысячи билетов (цифры проданных билетов в устах разных источников варьировались от пяти до двенадцати тысяч) и… ничего не провела. Организаторы ссылались на официоз, на Международный авиакосмический салон МАКС (ничего себе конкуренция, да?), который, якобы, спер у них всю областную милицию, выделенную для охраны, подняли скулеж на эту тему только в мелкой клубной прессе, пообещав перенести шоу на следующий год. Естественно, шоу вообще проведено не было. О билетах, которые до сих пор находятся на руках ни организаторы, ни областные-районные чиновники предпочитают не вспоминать. Остается посочувствовать и пожелать успеха местному байк-клубу, который хотел реанимировать мероприятие собственными силами. Произошедшее наглядно характеризует типичную подставу, когда по результатам деятельности “неформальных общественников” (не лишенных финансовой подоплеки) дилетанты могут теперь негативно судить о “байкерском” празднике. Можно догадаться, какова репутация этого мероприятия спустя два года молчания после такого провала.

Так называемые “покатушки” представляют собой массовые поездки с различными целями, но, обычно, связаны с какими-то местными или крупными мероприятиями: колонна из того или иного клуба выезжает в другие города с визитами к тамошним байкерам, на мероприятия других клубов или с неформальной целью – устроить хэппининг по частному поводу. Собственно, именно это в полной мере отвечает байкерской культуре: у тебя есть мотоцикл, так какого хрена сидеть на одном месте? Говорить более подробно на эту тему, значит – излишне вдаваться в детали, потому что сколько дорог – столько и вариантов. Обо всех таких мероприятиях обычно есть информация на сайтах клубов, которые существуют не только для “своих”: практически всегда объявляется время и место сбора колонны. В этом также проявляется демократичность: обычно клуб не имеет ничего против присутствия не членов клуба в колонне, выделяя им соответствующие места в хвосте. Но надо понимать, что выезжающие вместе с тем или иным клубом должны подчиняться заведенному порядку и дисциплине. Или ехать “в одинаре”.

Взаимные отношения.

Вначале рассмотрим общепринятые категории байк-клубов.

MG (motogang – англ.: мотобанда) – исторически более раннее название байк-клуба, позже ставшее МС, хотя до сих пор есть клубы именно категории motogang. В современном толковании MG – клуб с изначально приписываемым ему “криминогенным” содержанием. “Мотогангстеры”, как считалось, признают себя беспредельщиками, способными отстаивать свою честь и свою территорию всеми доступными средствами, не останавливаясь ни перед чем и не слишком желая светиться в суде. В условиях западной “демократии” именно такие клубы признаны преступными организациями, охоту за которыми ведет не только полиция, но и спецслужбы. По прочим признакам (территориальность, контроль других клубов)они очень схожи с МС. В российской байкерской истории существовал только один известный клуб данной категории – “Ночные Волки”, который сейчас является МС. По этому поводу Хирург заявил: “Мы больше не motogang, мы клуб, мы – семья”.

МС (motorcycles club) – клуб с четкой и жесткой иерархией, строгой дисциплиной, существующий на определенной территории и заявляющий на нее среди прочих байкеров определенные права. У остальных клубов и одиночек есть два варианта: либо смириться, признав главенство клуба, либо обречь себя на вражду с ним. Некоторые клубы могут быть поглощены другими, этот процесс сопровождается сменой “цветов”, подчинением или ликвидацией меньшего клуба как заявленной организации. Клуб МС имеет следующие полномочия:
– Поддерживает порядок на контролируемой территории, причем контролю подлежат все байкеры данной территории. Представляет данную территорию.
– Устанавливает право и меру наказания как членов клуба, так и прочих байкеров за неблаговидные поступки порочащие данную территорию, а значит и данный клуб.
– Байкерам, не являющимся членами данного клуба, не разрешается носить “цвета” данного клуба. Ношение собственных “цветов” подчиненным клубом может быть разрешено или запрещено клубом МС. Другим клубам, располагающимся на данной территории, запрещается иметь в своих “цветах” рисунок или логотип, сходные с аналогичными символами главенствующего МС.
– Если на данной территории возникает другой клуб, относящий себя к МС, то в этом случае территория либо делится на сферы влияния, либо один из клубов должен прекратить свое существование. Возникает вражда между клубами, чреватая серьезными разборками.
– Клуб МС от своего имени проводит акции, мероприятия, слеты. Это делается для общения с дружественными клубами, а также для демонстрации силы перед конкурентами или враждебными МС с других территорий. Нередко происходит “официализация” мероприятия, если данный МС-клуб привлекает местные власти, которые могут включать эти шоу в программу местных официальных праздненств. Возможен также “экспортный” вариант. Наглядный пример: “Ночные Волки” летом 2003 года возили “Bike Show” в Санкт-Петербург, где оно было включено в список мероприятий к 300-летию города при деятельном участии и соорганизации местного “Chopperclub’a”. Ради такого случая администрация города выделила достаточное количество стражей порядка, были сделаны некоторые исключения из правил проезда транспорта участников в исторической части города, было перекрыто движение на всем протяжении пути прохождения колонны по городу.
– Клуб МС может открывать “чаптеры” или “чепты”(отделения) клуба на других территориях. В этом случае данные отделения ведут борьбу за эти территории с местными МС, если такие имеются.
– МС-клуб вправе ограничить всякие перемещения по данной территории других МС-клубов вплоть до запрета на въезд или посещений заведений клуба. Также на вверенной территории идет постоянный поиск других образований, которые могут быть заявлены как МС с целью утверждения главенства. Это необходимо для поддержания порядка и предотвращения случаев компрометации главенствующего клуба или всей территории в целом.

ОС (owners club) – клуб владельцев мотоциклов, не претендующий на территорию, признающий главенство клуба МС данной территории, может быть открыт только с согласия последнего. Бывает двух типов. Первый: ОС-клуб является по сути “клубом по интересам”, к коим относится простое желание ездить с единомышленниками. Такой клуб обычно нигде не светится и о нем мало кто знает. Зачастую не имеет четкой иерархии, целей и путей развития. Второй тип: ОС-клуб, имеющий типичную клубную структуру, определяющий цели своего существования. Его представители могут ездить на мероприятия других клубов или устраивать свои, чтобы расширить круг друзей и сторонников. Такой клуб не устанавливает своего порядка на данной территории, признавая порядок поведения и подчинения, установленный МС, но имеет устав, определяющий поведение своих членов. В имеющихся “цветах” должны быть соответствующие буквы “ОС”, однако сами “цвета” всегда согласовываются с клубом МС, контролирующим данную территорию.

Все без исключения клубы дорожат своими цветами, своей репутацией и не должны оставлять оскорблений без возмездия. Малодушие приведет к потере авторитета и запятнает байкеров данной территории. В результате клубы ОС могут поиметь неприятностей от МС. Если же клуб МС позволит себе проглотить оскорбление, то, вероятней всего, найдется другой клуб МС, который его сначала оттеснит, а потом устранит с данной территории. Поэтому соблюдение байкерского “кодекса чести” – дело принципа, за которым стоит порядок и дисциплина в клубе и за его пределами.

Комментарий: Безусловно, на взаимоотношения между нашими отечественными байкерами и клубами отчасти влияет пресловутая великорусская терпимость. Сказывается и разбросанность по просторам: байкеров немало, но на фоне прочего населения они скорее единомышленники, нежели враги. Также, отчасти, в вышеприводимых принципах присутствует некоторая идеализация. Говорить о байкерских войнах в том понимании, в каком они происходят на Западе, применительно к России нельзя, но стычки, разборки и конфликты случаются. Все эти случаи остаются под грифом неразглашения, потому что дополнительные проблемы никому не нужны: ни “нашим”, ни “вашим”. Это не заговор молчания, это – дисциплина и понимание, что такая репутация в прессе – плохая реклама. Это вовсе не значит, что байкеры конфликтны. Просто они с подозрением относятся к излишнему интересу к их образу жизни со стороны праздных, посторонних людей, а уж тем более слишком интересующихся журналистов. Потому что мировой опыт показывает, что из внимания широкой прессы никогда не выходило ничего хорошего. А вообще это нормальные люди, которые хотят жить так, как им нравится.

По собственному опыту общения с нашими отечественными байкерами могу сказать, что, если Вы в публичном месте видите дебошира в “байкерском” прикиде, то, вероятней всего, он вовсе не принадлежит к какому-то клубу. В той же “Яме” периодически ходили жуткие истории о том, как на бар “наезжали” “Ночные Волки” с избиениями и ломанием мебели, однако никто ни разу не назвал конкретных имен(прозвищ) разрушителей, притом, что любой клуб опознается по “цветам”. Количество дестроителей также изменчиво. Изучая пару таких “эпизодов”, я заметил интересную деталь: количество дебоширов неизменно сокращается при распутывании слуха по направлению к первоисточнику(типа очевидцу). В результате складывается такая картина: пара-пяток ребят в коже зашли в бар и учинили там, якобы, разгром, притом, что количество находящихся в баре посетителей было кратно превосходящим, а “новая” “Яма”(на Третьем кольце, в районе Дубровки) вообще была “под присмотром” местного ОВД. При всем при этом “цветов” никто не видел! Таким образом, либо все произошедшее – плод больного воображения, либо имело место нападение неизвестных хулиганов. В последнем случае непонятно, что в этот момент делали прочие посетители(а это, в основном, мужчины). Не могли же они все одновременно сидеть в туалете! А вероятней всего такая картина: несколько случайных или малознакомых посетителей просто учинили дебош. И при чем тут “Ночные Волки”, откуда вообще взялось там имя этого клуба***** – неизвестно. Да и передаются эти байки каким-то постыдно приглушенным голоском. Вывод: клуб силен и его боятся. Либо странным образом поднимают себе рейтинг: смотрите, дескать, на нас какие люди наезжают!

Кому-то может показаться, что эти люди на мотоциклах излишне грубы, самоуверенны и творят беззаконие, устанавливая не понятные для обывателя правила. В этом случае давайте уточним: устанавливают правила для себя же. Если, к примеру, на вас на улице нападет “некто в коже”, не уверен, что вы будете потом делать различия между “металлистами”, байкерами или просто тупыми праздными отморозками. Вы, в первую очередь, будете смотреть на имидж, запоминая именно его. Настоящим же байкерам не нужны такие проблемы, им и без них есть чем заняться, поэтому они взялись блюсти некий кодекс, который предохраняет их мир от обывательского,.. хотя, возможно, именно последнему это больше всего и надо. Они берутся сами судить: кому быть с ними, а чье место – на обочине, они не просто карают нарушителей, они блюдут чистоту рядов. Кто попало туда никогда не попадет. И не надо бояться их решительной и не чрезмерной независимости: они не хотят вас убить или унизить, им до фонаря и ваши страхи, и ваши отчаянные прыжки в борьбе за теплое место.

Все байкеры – нормальные люди и я считаю унизительным это доказывать, потому что они заслужили лично мое уважение. Даже если вам кажется, что эти взрослые и сильные мужчины “играют в братство”, то спешу разочаровать – это не игра. Если они вам кажутся бандитами на мотоциклах, то, извините, у вас – мания преследования и вы просто не разбираетесь в людях. Я редко вижу обывателей, всерьез интересующихся байкерами, а зря, потому что узнав их получше, вы резко измените негативное мнение на противоположное. Если же они в чем-то и противопоставляют себя обществу, то только тогда, когда общество в слепом непонимании старается уничтожить, подчинить и усреднить до уровня быдлячьего болота всех тех, кто достаточно смел, чтобы любить и ценить свободу. И достаточно силен, чтобы ее защищать.

*****– Таких историй достаточно. “Ночные Волки” обладают такой популярностью, что находится некоторое количество людей, “косящих” под них. Этих людей презрительно называют “подволчатниками”, хотя лица, далекие от этих тонкостей, нередко путают их с подчиненными “НВ” клубами. Что же касается порядка, то в “Байк-центре” клуба я НИКОГДА не видел эпизодов, чтобы “Волки” применяли к кому-то насилие или ярко выраженную грубость. Видел, как пару раз охрана выводила с летней сцены пару слишком нажравшихся и слишком агрессивных малолетних панков. Что же касается таких баек из ныне не существующей уже “Ямы”, то, кто воочию видел это заведение, сравните сами размеры “Байк-Центра” и этого бара! Подумайте, нафига серьезным людям сдался довольно захудалый бар с дешевым пивом, если у них есть нормальный и большой клуб?

Автор благодарит клубы “Night Wolves MG”, “Черные Медведи”, “Черные Ножи”, “Silver Bullets MC”, “Сибирский Легион”, “МК Пилигримы” за содержательные информационные материалы.

Дмитрий Гурыч, 2005

Части: 1, 2, 3, 4, 5.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.